ЗХК.RU: Фарфоровый Мир Полонии
ЗХК.RU ЗХК.RU : Фарфор : Счастливое детство   ЗХК.RU : Фарфор : Беззаветная любовь   ЗХК.RU : Фарфор : Сказочное царство    ЗХК.RU : Фарфор : Занимательные ремесла ЗХК.RU : Фарфор : Советский досуг      ЗХК.RU : Фарфор : Народная армия       ЗХК.RU : Фарфор : Животный мир         ЗХК.RU : Фарфор : Искусство народу     ЗХК.RU : Фарфор : Бытовая пластика     ЗХК.RU
ZHK.RU: Porcelain World of Polonne

Меню
  Главная страница
  Полонский ЗХК
  · Продукция
  · Музей
  Коллекция
  Статьи
  Партнеры и ссылки
  Доска объявлений
  Обратная связь
  Ресурсы по теме
  Вебмастеру




ANTIK.BYZ: антиквариат, серебро, фарфор, часы, доска объявлений.
OLDIES : старые любимые пластинки on line.
Goldies.RU - Коллекция старых игр
CHARIBDIS: незабываемое приключение.
Replacer.NET ratings for www.zhk.ru




Первое упоминание о городе Полонное относится к 996г. Он был в числе самых древних поселений Волыни. Название города можно прочесть в так называемой Ипатиевской летописи 1171г. Он был приписан к Киевской дяситинной церкви и назывался «Полонный град дяситинной богородицы». После этого название города повторяется неоднократно в многочисленных исторических документах в различных вариациях: «Полонное, Полонне, Польный».
В 1898 году, как об этом говорит «Энциклопедический словарь Брокгауза и ЭФОНА», Полонное имело более 10 тыс. жителей. В городе было 9 православных церквей, костел и две синагоги, две школы, фаянсовый и фарфоровый заводы, две большие мельницы, несколько магазинов, базары и ярмарки. Как видим, о существовании фаянсового и фарфорового завода в городе говориться уже в документах, конца прошлого века. Речь идет здесь о бывшем фаянсовом заводе капиталиста Зусмана, основанного в районе станции Полонное на месте нынешнего предприятия. Что же касается фарфорового завода, то здесь имеется ввиду маленькое кустарное предприятие по производству фарфоровых изделий, которое существовало в селе Горошки (в настоящее время село вошло в черту города). Предприятие располагалось на территории площадью 1,50 га, вся его территория была ограждена высоким забором. Это предприятие можно с полным основанием считать предшественником Полноского завода художественной керамики, расположенного сейчас уже в другом конце города. Следует заметить, что и название заводов – фаянсовый и фарфоровый – приведенные в энциклопедическом словаре весьма условные. В разные периоды эти два небольших предприятия назывались по-разному. Фарфоровый завод часто называли керамическим, кукольным, а фаянсовый – наоборот, фарфоровым, а затем, в 1923 году, когда он вновь стал работать после гражданской войны, фарфоро-порцеляновым заводом имени Профинтерна.

Во второй половине ХІХ столетия, после 19861 года, в частности, на Волыни и Подолии начала бурно развиваться фарфоро-фаянсовая промышленность, на изделия которой зажиточные слои населения предъявили все больший спрос. Имевшиеся во многих местах Украины богатые источники необходимого сырья, в частности, высокого качества каолина, полевой шпат, глины и кварцевый песок, опытные кадры рабочих, издавна занимавшихся родственным гончарным промыслом, также облегчали дело налаживания нового для здешних мест производства. В этих условиях в начале 90 годов прошлого столетия богатый Полонский предприниматель Мойесей Бричкин решил организовать свое предприятие по выпуску фарфоровых изделий. Будучи художественно-одаренным человеком, рассказывают, что он был неплохим скульптором, Бричкин, его брат и сыновья видели на примере ранее основанного в районе вокзала в Полоном фаянсового завода, что это новое дело сулит большие прибыли и имеет хорошую перспективу роста.
Он покупает у частника А. Бахмутовского небольшое кустарное предприятие по производству каменных и санитарных изделий, которое существовало на Горошках приблизительно с 1865 года, и энергично взявшись за дело, капитально его перестраивает, к 1895 году оканчивает постройку горна и необходимых для производства помещений.
Вновь созданное предприятие размещалось в четырех помещениях общей площадью около 170 квадратных метров. Они представляли собой фактически деревенские избы сравнительно небольших размеров. После окончания строительства и начала работы, предприятие получило название «Кукольный завод Бричкина». Оно имело и другое название – фарфоровый завод. Он состоял из нескольких цехов. Горно имело полезный объём 20 кубических метров, оно было круглое, его обслуживало 7-8 человек. Высота горна по наружи достигала 15 метров. В течение месяца обжигалось о двух до трёх горен продукции. Это составляло примерно, 5-6 тысяч единиц. В формовочном, или как тогда называли литейном цехе, трудилось 12 работниц. Самое большое помещение – более 60 кв. м – занимал клеечный цех, где работало 35-40 человек. Барабан для приготовления фарфоровой массы приводился в действие маломощным паровым двигателем 12 л.с. Шамот и гипс размалывался на бегунах с помощью лошадей. Живописный цех, или как он в те времена назывался, «красильня», находился рядом с домом, где жил хозяин. Здесь трудилось до 20 местных рабочих художников. Кроме того, имелся небольшой склад для сырья и различных материалов. Предприятие специализировалось главным образом по выпуску различных по форме и размерам подцветочников, украшенных в большинстве случаев, восточным орнаментом и сюжетами, чернильных приборов и статуэток.

Старожилы города рассказывают, что Бричкин специально посещал большие базары и ярмарки Волыни и Подолии, присматривался к изделиям местных мастеров, которые часто создавали из глины яркие, красочные статуэтки, покупал лучшие образцы и затем пускал в производство на своем заводике. Различные небольшие фигурки и цветы, украшающие подцветочники, изготовлялись отдельно, и затем приклеивались к ним. Следует отметить, что фарфоровая масса изготовлялась как белая, так и цветная – зеленоватая, а также других оттенков. Сочетание этих разновидностей массы с оригинальными, во многих случаях, рисунками и фигурками, вместе особым вниманием, которое обращалось на качество изделий, обеспечивало спрос на выпускаемую продукцию.
Она вызывала интерес не только у зажиточных слоев городского населения, но и в больших количествах вывозилась на рынки западно-европейских государств. Подцветочники получали свое название от изображенного на них рисунка. Были к примеру, подцветочники «Китайцы», «Дубы», «Слоны», «Японская ваза», «Девочка с кроликом» и другие. Среди статуэток особенно выделялись такие как: «Купальщицы», «Журавель», «Русалка», «Мальчики», «Олени», «Кузнец». Частично выпускались изделия религиозной тематики.
Никакой механизации в то время, за исключением приготовление фарфоровой массы в барабане, с приводом от небольшого парового двигателя, на заводе не было. Все от начала до конца делалось дешевыми рабочими руками, которых всегда было в избытке. Мы не имеем в настоящее время точных данных о количестве изделий, которые выпускались на этом предприятии до революционные годы. На основании рассказов старых рабочих и старожилов города, а также исходя из объёма горна и технологии, можно утверждать, что в начале века заводик выпускал в месяц до 5 тыс. подцветочников и статуэток.

В годы первой мировой войны 1914 – 1918гг. и последовавшей за тем Октябрьской революции и гражданской войны, жизнь кукольного завода замерла. Во времена «новой экономической политики» «ожил» мелкий предприниматель Бричкин. Ему удалось сохранить большую часть средств и, хотя его завод на Горошках был частично во время войны разрушен, он, с разрешения власти, и пользуясь возможностями НЭП, восстанавливает производство и снова приступает к выпуску фарфоровых изделий.

Работа частника Бричкина продолжалась примерно до 1925 года. В 1924 году было основано в Полоном так называемое судно-сберегательное производственно-кредитное товарищество. Основной задачей этого товарищества было кооперирование кустарей одиночек.
Бричкин обратился в товарищество и заявил о закрытии своего предприятия в Горошках. Ему разрешили вступить в товарищество, как пайщику, и получили организовать коллектив по выроботке художественных изделий из фарфора в селе Право-Хоморное. Следует отметить, что на месте, которое было предоствалено под строительство, находился горшочный цех частника М. Шмарцмана, который был национализирован.
Под руководством Бричкина и в основном на средства ссудно-сберегательного товарищества и паеваых взносов рабочих было построено к концу 1925 года горно для обжига изделий и необходимые помещения. Предприятие в основном было копией завода на Горошках. И даже часть материалов была оттуда использована.
Кроме того, сюда пригласили наиболее квалифицированых рабочих, которые раньше работали на заводе в Горошках, и это позволило быстро наладить производство скульптурных изделий. Это были годы НЭПа. Бричкин был бригадиром коллектива при ссудно-сберегательном товариществе. На предприятии работало до 20-ти человек, и оно выпускало несколько тысяч изделий в месяц.

В 1927 году коллектив был офрмлен в самостоятельную уставную промышленную артель под названием «Керамик» и это название сохранилось за ним около 30-ти лет, до 1956 года. К этому времени (1927г.) тут уже работало до 35-ти человек. Рабочие не пожелали, чтобы ими руководил дальше бывший частник и товарищество освободилось от недавнего предпринемателя. По решению местной власти он был выслан из города.

Первым председателем кооперативной артели был избран опытный рабочий модель-рабочий Демьян Ротальский. Не имея никакого опыта в управлении производством, Ротальский постепенно налаживает работа предприятия и даже увеличивает выпуск продукции. Часть старых, дореволюционных скульптур снимается с производства, и налаживается производство новых – «Футболисты», «Шахтеры», «Дети», «Кузнец», «Тарас Шевченко», «А.Пушкин», «Н.Гоголь» и т.д. Занятое созданием гигантов индустрии, Советское государство не моголо уделить должного внимания маленькоой кооперативной артели. На первых порах ей приходилось изыскивать на месте необходимые для работы материалы и оборудование, расширять и по возможности механизировать производство. Были времена, когда фарфоровую массу для работы из-за невозможности приготовления на месте, брали на соседнем фаянсовом заводе. И одного барабана этой массы хватало для работы почти на целый месяц. Даже небольшле горно – его объём не превышал 20 куб.м. – имевшееся в артели, очень часто не было загружено. Временами за один два месяца выпаливали одно горно продукции. Она выпускалась в соновном не глазурованая и не крашеная.
Так продолжалось 10 лет.

После Д.Ротальского председателам артели «Керамик» был избран Николай Филипович Магдик, а перед Великой Отечественой Войной делами артели руководил Беспятко.
В1935-1937 гг. артель стала приобретать некоторое оборудование. Был куплен новый нефтяной двигатель на 18 л.с., приобретены бегуны для помола материалов. Вступил в строй «Русский муфель» для обжига крашеных изделий, что дало возможность выпускать продукцию более высокого качества. До этого, как известно, скульптуры выпускались в основном в двух разновидностях - из белой и цветной фарфоровой массы с разными оттенками.
Художников на заводе в то время (1937г.) было всего 5 человек. Артель в этом году строительство нового здания формовочного цеха, которое к началу войны ещё небыло полностью окончено. В 1941 году артель освоила выпуск более 70-ти наименований скульптур различной тематики. Предприятие выпускало в посление предвоеные годы продукции на сумму 65 тыс. рублей в месяц, 7-8 тыс. единиц скульптурных изделий, пользовавшыхся спросом у населения. Предприятие входило в систему Украинского Художественного Промышленого Союза. Число художников по сравнению с 1937 г. Увеличилось более чем в 5 раз и достигло 27 человек.

Артель в первые годы окупации практически не работала и только в 1942 г., было организовано производство гончарных изделий. В основном это были нужные для населения горшки. На работе было занято около 20-ти человек. Выпускаемую продукцию в основном сбывали на местном рынке. Рабочие получали около 10 руб., а вте времена за эти деньги можно было купить лишь кусок хлеба весом в 250гр. 3 января 1944 года войска Первого Украинского Фронта освободили Полонное. За время окупации было частично приведено в негодность оборудование артели «Керамик», разрушены несколько цехов. В период востановления артели, была поставлена задача - как можно скорее наладить производство простейших изделий, как скульптурных, так и гончарных горшков. К концу 1944 г. В артели уже работало 18 человек, в основном женщины. Продукция обжигалась в маленьком гончарном горне, объёмом 4 куб.м., сохранившиеся с довоенного времени горно почти не использовалось.

Предприятие в 1945 г. По-прежнему выпускало такую же продукцию, что и в предыдущем году. В месяц выпускалось приблезительно 500 скульптурных изделий и около 1000 горшков. К концу года количество рабочих увеличелось на 5 человек, и состовляло 23. Делами артели в то время руководил Л.П. Петровский. Работа велась в 4-х неприспособленных помещениях.
В начале 1946 г. Начались работы по состановлению рецептуры фарфоровой массы с целью налаживания выпуска скульптурных изделий из фарфора. Подготовка веласть к этому несколько месяцев, и только во второй половине года артель стала выпускать наряду с гончарными изделиями более ценную продукцию – фарфоровые статуэтки. Естественно, на первых порах их качество было невысокое, ибо отсутствовали опытные кадры, и трудно было достать все необходимые материалы для приготовления качественной фарфоровой массы. Горно-фарфоровых изделий выпускалось один раз в два месяца.
Не было роста и 1947 году, как и впрежние годы, выпускались в основном гончарные изделия и частично (до 2 тыс. шт. в месяц) изделия из фарфоровой массы. Количество рабочих увеличилось на 10 чел. И теперь достигало 40 рабочих. Многие фарфоровые скульптурные изделия были старых образцов стиля «Рокко». Много нового внес в работу 1949 г., но прежде, чем говорить о новом, раскажем, что тогда представляла собой в то время артель.
Основное здание формовочного цеха, построеное ещё в начале организации предприятия. Площадью около 160 кв.м., находилось в аварийном состоянии. Художественный цех и модель-мастерская были в этом же помещении. Не влучьших условиях работал цех разработки материалов. В сентябре специальная комисия Украинского промышленого совета оставила из 134 старых образцов только 28 наименований скульптурных изделий. В октябре предприятие приступило к работе по окнчанию незаконченого строительства перед войной здания формовочного цеха. Этот год характерн тем, что артель прекращает выпуск малоценой продукции, такой как гончарные горшки, увеличивая вместо них выпуск фарфоровых изделий. Ежемесячно их выпускалось до 2-х тысячь единиц. К концу года предприятие освоило ряд новых скулбптур «Лыжница», «Репка», бюст Т.Шевченка.
В течение всего 1950 г. Продолжалась работа по строительству основного производственного корпуса – формовочного цеха. Процесс глазурования в то время ещё не был осовен и роспись части скульптур – до половины всего их количества - производилась имевшимися тогда шестью художниками по бисквиту. В конце года на предприятии был получен локомобиль в 25 л.с., который вскоре заменил изношеный нефтяной двигатель. Производство по-прежнему оставалось не рентабельным из-за своей технической отсталости. На предприятие приходят новые люди, специалисты со средним специальным образованием с Киевского и Одесского училищ прикладного исскуства.
Немало принес и 1951 г., был увеличен план выпуска изделий. В апреле этого года было окончено строительство формовочного цеха. В этом же году началось освоение процесса глазурования и к декабрю более половины всех изделий стали выпускаться в глазурованом виде, что улучшило их внешний вид и качество, сделало их более привлекательными. При помощи Украинского промышленого совета артель стала приобретать в Киевском товариществе художников образцы новых видов скульптурных изделий, настойчивая работа, которая велась в этом направлении, позволила осовить в течение года около 40 видов изделий и довести их до 70 наименований. Общее количество рабочих достигло 64 человека.
В 1952 г. План предприятия был увеличен примерно на 50% по сравнению с 1951 г. В виду аварийного сосотояния цеха разработки материалов и потребности в больших производственных площадях в июле был заложен фундамент нового здания цеха разработки материалов. Новой техники артель не получала, многие технологичекие операции приходилось выполнять с помощью ручного труда. К концу года более половины всех изделий выпускались глазуроваными. Кадры массовых профессий – литейщицы, склейщицы готовились на месте, рабочий коллектив увеличился на 39 человек. Предприятие перешло в систему Украинского Художественного Промышленного Союза.
В 1953 г. Была вновь пересмотрена тематика выпускаемой продукции – из 70 наименований оставили только 10, колллектив по прежнему ведет работу по освоению новых изделий, получаемых из Киевского Союза Художников. Строительство цеха разработки материалов было окончено в декабре и началось его оснащение необходимым технологическим оборудованием. Кроме этого была построена первая очередь складов для хранения сырья и материалов. Так же значительное внимание уделилось повышению качества фарфоровой массы. На предприятиии уже работают 102 человека. Все скульптурные изделия за исключением портретов, стали выпускаться только в глазурованом виде. Регулярно обжигалось 5-6 горен в месяц, что составляло приблизительно 10 тыс. единиц изделий. Впервые за послевоенные годы часть изделий начала расписываться золотом. С целью изучения опыта лучших предприятий фарфоро-фаянсовой промышленности, артель командирует бригаду из 7 человек на один из старейших заводов – Ленинградский завод им. Ломоносова. Предприятие продолжает освоение новых видов изделий. За год появилось в ассортименте около 20 новых наименований, самые яркие из них – «Иван-царевич», «Первая буква», «Тарас Бульба».
Выпускались они заводом долгие годы.

1 октября 1956 г. Предприятие было передано в государственную систему, и с этого момента артель «Керамик», была переименована в Полонский завод художественной керамики.

Материалы, используемые в разделе, предоставлены ПЗХК.